В настоящую минуту я должен стоять пред вами и читать вам лекцию, а вы принуждены сидеть и слушать;
не делать этого мы не можем.

Затем вы пойдете домой; одни с мыслью, что чему-то научились, другие — что слушали человека болтавшего вздор;
я тоже уйду, думая, что учил вас.

И это — майя.

Вивекананда Свами "Джнана-йога"

Буду время от времени выписывать ключевые положения из книги Б. Оакли "Думай как математик".

1 тезис:    Существует два режима работы мозга: сфокусированный и рассеянный  

(подробнее в главах 2 и 3)

1. В сфокусированном режиме происходит активное изучение вопроса (задачи, проблемы, предмета и т.д.), интенсивное сосредоточение. Оно требует полного внимания. Это рациональное, аналитическое мышление, работа префронтального участка мозга. 

2. Рассеянный или фоновый режим: мозг сам обрабатывает заброшенную в него информацию без активного участия владельца, когда мы занимаемся спортом, занимаемся повседневными делами, слушаем музыку и пр. В этом режиме могут возникнуть прорывы, озарения, открытия.

3. При поочерёдной смене активного и рассеянного режимов материал рассматривается с разных сторон, лучше понимается, находит связи с другими предметами, полнее встраивается в картину мира (картину изучаемого предмета).

4. Необходимым условием для "открытий" в рассеянном режиме являются периоды напряжённого сосредоточения.

5. Без перехода в рассеянный режим мозг зацикливается, перестаёт видеть лес за деревьями, входит в ступор.

6. Переключаться надо сознательно, причём в обе стороны :)

7. Если долго не возвращаться к решению задачи, мозг может всё позабыть.

Следствие: нужно начинать изучение заранее (не откладывать на последний момент) и делать это ритмично - чередуя сосредоточенное изучение с обработкой мозгом изученного в рассеянном режиме.


Представляю книгу Барбары Оакли "Думай как математик"

Автор прошла путь от "гуманитария", для которого худшим кошмаром была математика, до доктора наук по системотехнике и преподавателя техническмх наук и делится своим опытом и опытом других успешных учёных, преподавателей, студентов.

Книга даёт правила и практические советы как грамотно учиться, усваивать материал, решать сложные задачи, искать озарения.

Из книги вы узнаете:

  • почему важно усваивать знания порциями
  • как преодолеть "ступор" и добиться озарения
  • какую роль играет сон в решении сложных задач
  • что такое прокрастинация и как с ней бороться
  • почему практика вспоминания гораздо эффективнее, чем перечитывание
  • что такое "интерливинг" и почему он так полезен для запоминания и усвоения новой информации

Фильм "Математическая прогулка"  (с сайта dimensions-math.org)

XVII научная конференция им. Айзека Азимова

Участники: три физика-теоретика, космолог и философ. Ведущий -  Нил Деграсс Тайсон, директор планетария Хейдена

 

Татьяна Черниговская: Как научить мозг учиться?

Как работает мозг? Кто принимает решения? 

Мозг принимает решения за 30 секунд до того, как человек об этом узнаёт. 

После этого, какие у нас есть основания считать, что всё здесь - есть?

Что такое школа? Кто такой учитель? Почему вредны единые стандарты обучения предметам? Почему ЕГЭ не отражает уровень знаний? Почему школьные учебники написаны для учителей, а не для детей? Кого готовит школа?

Эти и другие важные вопросы обсуждают в эфире "Правды.Ру" Яков Турбовской, доктор педагогических наук, профессор, член Общественной палаты по образованию г.Москвы и главный редактор Инна Новикова.

Вот еще выступления и статьи В. И. Арнольда в тему:

Математический тривиум I pdf

Математический тривиум II

Что такое математикаpdf

Видеозаписи:

Подробнее...

Вот, ребята, статья, которую я вам обещала.

Думаю, ее надо прочесть всем. Потому что это наше весьма недалекое будущее.

Образование: как оно есть во Франции.

Пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете (Университет имени Пьера и Марии Кюри, известный также под именем «Paris VI», или «Jussieu»). Надо сказать, что Париж не последнее место на планете по уровню образования, а мой университет далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько отстает от Запада, и, судя по тому, как энергично, а главное, во что нас реформирует родное Министерство образования, сейчас в Париже я могу наблюдать наше недалекое будущее.

Подробнее...

Николай Александрович Козырев, советский астроном и астрофизик.

Его уникальные (некоторые их считают спорными) работы посвящены вопросам времени и энергии.

Работы Н.А. Козырева можно найти, например, здесь.

Беседа с Ольгой Четвериковой о схемах глобализации в области образования, воспитания и обучения и о том, кто стоит за попыткой поставить под контроль российское образование.

Ведущий - Дмитрий Перетолчин.

Хочешь победить врага - воспитай его детей.Восточная поговорка

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Red Oranges Green Purple Pink

Body

Background Color
Text Color

Header

Background Color

Footer

Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction